Строительство грунтовых дорог

По всем вопросам: +7 (921) 945-14-03

Как показывает практика, в отдельных населенных пунктах РФ грунтовые дороги являются основным типом дорог. Также по состоянию на сегодня строительство грунтовых дорог широко распространено и востребовано (из общих 900 тыс. км. дорог больше 150 км. составляют именно грунтовые дороги). Более того, так называемая «грунтовка» повсеместно встречается не только в России, но и в странах Европы, в США, Японии и т.д.

Основные особенности грунтовой дороги

Главным преимуществом грунтовой дороги является доступная стоимость. Однако строительство грунтовых дорог зачастую является лучшим решением только на маршрутах с небольшой загруженностью. Еще отметим, чтобы грунтовую дорогу активно использовать круглогодично, такая дорога нуждается в постоянном применении целого комплекса профессиональных профилактических мер.

Например, ежегодно в летний период «грунтовку» следует поливать хлоридом кальция, чтобы избавиться от пыли. Также ежемесячно необходим проход грейдером. Если технология полностью соблюдается, в этом случае срок службы подобных дорог составляет, как минимум, 50 лет.

Классификация грунтовых дорог

Согласно СНиП РФ, грунтовой считается любая дорога, которая построена с использованием грунта. Также допускается использование добавок в виде гравия, шлака и т.п. Такая дорога относится к самому низкому классу 5, может быть как с дорожным покрытием самого низкого класса, так и без него.

Все грунтовые дороги принято делить на 3 класса:

  • улучшенные;
  • проселочные;
  • полевые.

Улучшенные грунтовые дороги имеют дорожное покрытие (используется песчано-гравийная смесь, щебень и т.д.). На карте такие дороги обычно обозначены желтым цветом.

Проселочные грунтовые дороги представляют собой «укатанную» дорогу, которую в редких случаях сглаживают грейдером (на карте обозначена сплошной линией).

Полевые, а также лесные грунтовые дороги являются не более чем двумя параллельными тропинками, обозначены на картах пунктирной линией.

Строительство грунтовых дорог: этапы

Начнем с того, что лесные, полевые и проселочные дороги зачастую не строятся отдельно, а возникают путем «самоукатки», то есть в результате проезда различного транспорта.

Что касается строительства грунтовых дорог с покрытием (улучшенная дорога, имеющая «одежду»), в этом случае начальным этапом становится геологическая разведка местности. Также отдельно учитываются перепады высот, участки, где скапливаются осадки, особенности грунта местности, возможность обслуживания дороги и т.д.

Данные факторы и особенности, а также климат в регионе определяют тип покрытия дороги, после чего производится подготовка и согласование проектно-сметной документации. Следующим этапом становится строительство грунтовых дорог, в рамках которого выполняются следующие работы:

  • уплотнение грунта, отвод воды и подготовка дорожного «корыта»;
  • возведение основания дороги (дорожной «подушки»);
  • укладка, уплотнение, а также обработка «одежды» (верхнее полотно).

Песчаные грунтовые дороги

Грунтовые дороги из песка могут быть построены на тех участках, где планируется минимальная автозагрузка (под единичные машины). Во время строительства снимается верхняя часть грунта, затем производится подготовка «корыта», уплотняются стенки и грунт, осуществляется засыпка песка и последующая трамбовка катком. Основной недостаток - такая дорога обычно не имеет возвышения над ландшафтом, в результате чего быстро разрушается тяжелой техникой и активно размывается ливневыми потоками.

Грунтовая дорога из щебня

Если движение колесного транспорта интенсивное, дорога из щебня намного более предпочтительна, чем песчаная. Строительство такой дороги осуществляется в 3 этапа, также используется щебень 2-х фракций. Сначала нижний слой крупного щебня 40х70 засыпается в «корыто», после чего укладывается верхний слой 40х20. Правильное соблюдение технологии позволяет создать эффект, когда мелкие частицы «вклиниваются» в среду крупных. В результате дорожная рубашка становится плотнее.

Песчано-гравийные грунтовые дороги

Грунтовая дорога из песчано-гравийной смеси (ПГС) обычно строится в зонах, где расположены коттеджи. Низкая стоимость и высокая скорость возведения являются основными преимуществами. Технологи и этапы строительства аналогичны другим типам дорог: подготовка «корыта», основания и «одежды». К недостаткам можно отнести слабую устойчивость к размытию водой и перепадам температур, что заметно сокращает общий срок службы.

Послойные грунтовые дороги

Грунтовая дорога из щебня и песка по ряду причин является оптимальным решением. Прежде всего, строительство послойной дороги из щебня и песка хорошо подходит практически для всех климатических зон на территории РФ.

С одной стороны, песок создает дренаж для отвода воды, а слои щебня обеспечивают нужное уплотнение. В результате по такой дороге можно организовать проезд как легкового транспорта, так и тяжелой техники (грузовики, строительные машины и т.д.).

Общая технология строительства не отличается от перечисленных выше, однако именно данный тип дороги наилучшим образом справляется с перепадами температур, а также отличается лучшим влагопоглощением. При этом послойная дорога, как и любая другая с покрытием, нуждается в ямочном ремонте. Ремонт предполагает подсыпку щебня различных фракций в тех местах, где появились ямы, выбоины и другие дефекты.

Что в итоге

С учетом приведенной выше информации становится понятно, что каждый тип дороги, в том числе и грунтовой, имеет свои плюсы и минусы. При этом любая дорога независимо от вида и назначения нуждается в профессиональном обслуживании.

Под таким обслуживанием грунтовых дорог следует понимать регулярное удаление пыли, снега, утрамбовку, восстановление поврежденных участков, очистку системы водоотводов и т.д. Указанные меры позволяют заметно увеличить срок службы самой дороги и значительно повысить безопасность движения.

ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК
1000 максимум символов